3.10.14

ЛИЧНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ



Личностный подход в образовании провозглашен ведущей тенденцией современной педагогической теории и практики.
Под личностным подходом мы подразумеваем, в первую очередь, индивидуальный подход к каждому воспитаннику, помогающий ему в осознании себя личностью, в выявлении возможностей, стимулирующих самостановление, самоутверждение, самореализацию.
Личностный подход понимается как опора на личностные качества.
В числе индивидуальных особенностей, на которые надо опираться воспитателю, чаще других выделяются особенности восприятия, мышления, памяти, речи, характера, темперамента, воли.
Воспитатели особенно внимательно должны следить за изменением главных личностных качеств – направленности личности, ее ценностных ориентации, жизненных планов, сформировавшихся установок, доминирующих мотивов деятельности и поведения и оперативно корректировать процесс воспитания, направляя его на удовлетворение личностных и общественных потребностей.

При личностном подходе учет возрастных и индивидуальных особенностейприобретает новую направленность. Диагностируются потенциальные возможности, ближайшие перспективы.
Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель:
1) постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;
2) умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и другие;
3) постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности;
4) своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению дели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить - оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств;
5) максимально опирался на собственную активность личности;
6) сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания;
7) развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.

Учитывая возросший уровень знаний современных школьников, их разнообразные интересы, воспитатель и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, должен быть для своих воспитанников высоким примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.

Личностный подход невозможен без гуманизации и гуманитаризации образования.
Использования личностно-ориентированного подхода позволит поддерживатьпроцессы самопознания и самостроительства личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий