23.10.14

ФГОС ДО



Формирование предпосылок
 Универсальных учебных действии в ДОУ

Актуальность:
    
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 года № 655 утверждены «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
     В утвержденном документе указывается, что «программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей».
     Проблема преемственности в дошкольном и начальном общем образовании является актуальной на сегодняшний день и обусловлена поиском оптимальных способов обеспечения единства образовательного пространства. Дошкольное и начальное образование - единый развивающийся мир. Учебная деятельность не дается ребенку в готовой форме, и потому должны быть сформированы ее предпосылки в старшем дошкольном возрасте.
Это обусловливает проблему создания наиболее благоприятных психолого-педагогических условий для формирования предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников, обеспечивающих принятие роли ученика, становление субъекта деятельности, адаптации к обучению в начальной школе. 

Федеральный государственный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия:
«Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умения учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, то есть они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся».

\Универсальные учебные действия (понятие, виды)
 - умение учиться, то есть - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:
1)    познавательные и учебные мотивы
2)     учебную цель,
3)     учебную задачу,
4)     учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Личностные УУД
Ø  Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
Ø  смыслообразование;
Ø  нравственно-этическая ориентация.
Д.Б. Эльконин отмечает, что развитие морально-волевой сферы связано с появлением умения подчинять свое поведение заданному образцу под влиянием оценки. Эффективной формой освоения образцов поведения в отношениях между людьми является сюжетно-ролевая игра, представляющая собой ведущий вид деятельности в старшем дошкольном возрасте.

Регулятивные УУД
Ø  целеполагание;
Ø  планирование;
Ø  прогнизирование;
Ø  контроль;
Ø  коррекция;
Ø  оценка;
Ø  саморегуляция.
Регуляция субъектом своей деятельности предполагает произвольность и волю, которые являются новообразования старшего дошкольного возраста. (Игры с правилами – один из способов формирования предпосылок)
Познавательные УУД
Ø  общеучебные;
Ø   логические;
Ø   постановка и решение проблемы.
Логическая классификация является одной из немногих фундаментальных операций мышления, образующих в силу своей генерализованности своего рода «стержень» умственного развития. Формируется данная операция длительно и постепенно в результате успешного прохождения ребёнком всех ступеней развития.
Коммуникативные УУД
Ø  планирование учебного сотрудничества;
Ø  постановка вопросов;
Ø  построение речевых высказываний;
Ø  лидерство и согласование действий с партнером
Важной вехой в развитии коммуникативной деятельности является формирование у детей «способности к согласованным действиям с учетом позиции другого», которая рассматривается в качестве основного новообразования дошкольного возраста в сфере сотрудничества. Это целенаправленный процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста таких новообразований в учебно-игровой деятельности, как принятие учебной задачи, овладения обобщенными способами решения учебных задач, контроль и оценка достижения результата, которые определяют готовность к школьному обучению.
Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется общей логикой возрастного развития:
- из общения и сорегуляции развивается способность ребенка регулировать свою деятельность;
- из оценок окружающих и в первую очередь оценок близкого и взрослого формируется представление о себе и своих возможностях, появляется самопринятие и самоуважение, то есть самооценка и Я-концепция как результат самоопределения;
- из ситуативно-познавательного и внеситуативно-познавательного общения формируются познавательные действия ребенка.
 Построение психологического сопровождения для каждого возраста ориентировано на удовлетворение ведущей потребности, свойственной  конкретному периоду детства и основано на развитии ведущего психического процесса, или сферы психики:
3-4 года – восприятие,
4-5 лет – восприятие, эмоциональная сфера,
5-6 лет – эмоциональная и коммуникативная сферы,
6-7 лет – личностная и волевая сферы.





Комментариев нет:

Отправить комментарий