3.11.14

Требования ФГОС ДО к кадровым условиям реализации ООП ДО: личностно-ориентированный подход к воспитанию дошкольников.




В связи с изменениями в законодательстве в образовании, дошкольное образование определяется как ступень общего образования и неотъемлемая часть системы непрерывного образования, а также с вступлением  в силу Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования наступает необходимость пересмотра отношения к дошкольному образованию в целом.
ФГОС ДО предъявляет систему обязательных требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования; к условиям ее реализации; к результатам освоения Программы. В условиях реализации Программы определенное место уделяется требованиям к кадровым условиям.
Педагог - ключевая фигура в организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Ни на одном другом возрастном этапе взрослый не играет такой существенной роли в развитии ребенка. Поэтому целью деятельности взрослого в условиях дошкольного образовательного учреждения является конструирование такого взаимодействия с ребенком, которое будет способствовать формированию его активности в познании окружающей действительности, раскрытию его неповторимой индивидуальности.
В связи с этим в современной практике дошкольного образования необходима подготовка воспитателя ДОУ, способного организовать «зону ближайшего развития» ребенка, учитывать в общении с ребенком особенности детского развития, обладающего профессиональной критичностью, владеющего компетенциями в отношении обоснования выбора программ, технологий, форм и способов взаимодействия с разными категориями детей от младенчества до школы, с учетом их интересов, особенностей, что должно являться особой задачей и направлением переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.
В данном контексте личностно-ориентированный подход, целью которого, является развитие личности ребенка; является оптимальным условием реализации одной из задач ФГОС: создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослым миром.
Основные принципы личностно-ориентированной педагогики - принятие ребенка таким, какой он есть, и вера в его способности. Задача взрослых - создать условия для раскрытия потенциальных возможностей каждого дошкольника, формирования положительного самоощущения, уверенности в себе, доверия к миру и людям, инициативности и любознательности. Умения и навыки в рамках данной модели рассматриваются не как цели, а как средства развития ребенка, что ни в какой мере не предполагает отмены систематического обучения и воспитания детей, проведения с ними планомерной педагогической работы. Однако основное значение в педагогическом процессе придается не занятиям школьного типа, а игре, которая становится основной формой организации детской жизни. Основанная на свободном взаимодействии взрослого с детьми и самих детей друг с другом, она позволяет им проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.
Такой взгляд предполагает принципиально иной подход к воспитательному процессу, который нацелен на формирование активной позиции по отношению к окружающему миру с первых лет жизни ребенка. В его основе лежат не директивные методы (безличное манипулирование, осуждение, наказание), а взаимоотношения с детьми, которые строятся на основе равноправия и сотрудничества. Взрослый ищет подход к индивидуальным особенностям каждого ребенка, исходит из его интересов, учитывает его характер, привычки, предпочтения. В рамках личностно-ориентированной педагогики взрослый - доброжелательный партнер и наставник. Взгляд на ребенка как полноправного участника совместной деятельности создает условия для его личностного роста, развития творческой активности, снижения эмоциональной напряженности и конфликтности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописано, что для успешной реализации  Программы  должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2) использование в образовательной  деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия*[4];
8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. [3]
Таким образом, процесс реорганизации всей системы образования, предъявляет высокие требования к организации дошкольного образования, усиливает поиск новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к процессу образования детей дошкольного возраста и в связи с этим возникает еще важная проблема – педагогам дошкольных образовательных организаций нужно учиться построить свою работу так, чтобы она и соответствовала стратегии развития отечественного образования  в целом, и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства в частности. Педагогам необходимо учиться  и новым технологиям, и новому восприятию реалий сегодняшнего дня, и оценке новых подходов в современном образовании, и рефлексии своих профессиональных достижений.  

Литература:
1.      Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование /Под ред. Е.Н. Степанова. М.: ТЦ “Сфера”, 2003.
2.      Проблема стандартизации профессиональной деятельности педагога дошкольной организации. Бережнова О.В. //Управление дошкольным образовательным учреждением.№9.-2013.-с.40
3.      Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.- Приложение к приказу Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013.

4.      Федеральный закон «Об образовании»

Комментариев нет:

Отправить комментарий