24.11.14

Особенности картины мира детей с аутизмом



1.. Наиболее значимым для детей с аутизмом является целостный образ ситуации, обстоятельств, в которых фактически проявляется, участвует явление, обозначаемое тем или иным словом. 
2. Дети с аутизмом проявляют тенденцию расчленять целостное явление либо объект (но не ситуацию) на части, из которых он (объект) состоит, целостное действие - на отдельные фрагменты, отражающие его (действия) процессуальную сторону, конкретизировать понятие, включающее в себя некоторую совокупность объектов в виде отдельно взятого примера. 
3. Предметный мир ребенка с аутизмом - это прежде всего то, что окружает его в отдельно взятый момент времени, статичная "картинка", частью которой является он сам. 
4. Для детей с аутизмом являются непропорционально значимыми следующие категории явлений и представлений: 1) перемещения/поездки/транспорт; 2) музыка; 3) медицина; 4) продукты питания. 
5. Степень осознания и понимания аутичными детьми специфики явления времени, его "течения", динамики, весьма невысока. Время ребенка-аутиста отличается от времени обычного человека так же, как отличается кинолента от альбома с фотографиями, оно предстает именно как набор статичных "картинок", образов, в которых, например, время суток неразрывно связано с сопутствующими явлениями. 
6. Пространственный фактор играет для аутичных детей большую роль: во-первых, он входит во многие фреймы, связанные с различными предметами и явлениями, а во-вторых, выступает в качестве важного компонента при реализации спонтанного содержания сознания. 
7. Каждый человек существует в сознании аутичного ребенка "сам по себе", обобщения не происходит, что нехарактерно для обычных людей, которые, напротив, склонны лиц, не относящихся к категории значимых, воспринимать как представителей какого-либо типа или социальной группы. 
8. Для детей-аутистов характерно стремление к безопасности, являющееся, очевидно, следствием чувства незащищенности, сопровождающего аутичного ребенка в течение жизни. 
9. Аутичный ребенок стремится упорядочить вокруг себя мир, воспринимаемый им как изменчивый, хаотичный и опасный. 
10. Человек является для ребенка с аутизмом прежде всего или тем, кто несет в себе какую-либо эмоцию, или тем, кто вызывает эмоциональную реакцию у самого ребенка. 
11. Аутичный ребенок очень сильно стремится к положительным эмоциям вследствие того, что в процессе жизни испытывает острую их нехватку. 
12. Вкусовая модальность, в норме гораздо менее важная, чем остальные, играет для детей-аутистов заметную роль, - вкусовая модальность для них так же важна, как слуховая и осязательная модальности. Образно говоря, эти дети "воспринимают мир на вкус". 
13. Аутичный ребенок оценивает свои ощущения как обладающие повышенной интенсивностью, окружающая действительность ощущается как давящая, агрессивная и опасная. Эта тенденция проявляется как на уровне зрительной модальности, так и на уровне модальности слуховой.


Комментариев нет:

Отправить комментарий